Вот уже несколько лет с 2015 года в уголовном процессе Казахстана существует относительно новый институт негласных следственных действий (далее — НСД). Суть предусмотренных уголовно-процессуальным законом НСД заключается в проведении в рамках уголовного дела на досудебной стадии действий, без предварительного информирования лиц, интересов которых они касаются. Целью проведения НСД является получение доказательств по делу. На протяжении длительного времени между правоприменителями возникали различные споры по вопросам соблюдения законности в ходе их проведения, допустимости результатов НСД в качестве доказательств, принципиальные отличия столь схожих между собой НСД и специальных оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ).
В подобные моменты объективно возникает потребность в получении детальных официальных разъяснений, направленных на единообразное применение права в данной сфере общественных отношений.
Справедливости ради стоит отметить, что Верховным Судом Республики Казахстан в настоящее время уже разработан проект нормативного постановления «О практике санкционирования негласных следственных действий», который находится на обсуждении юридического сообщества.
Согласно ст.232 ч.4 УПК РК, основаниями для проведения НСД являются дела о преступлениях, санкция за совершение которых предусматривает наказание в виде лишения свободы свыше одного года либо дела по преступлениям, подготавливаемым и совершаемым преступной группой.
Важным является возможность проведения НСД лишь в случаях, когда информация об обстоятельствах дела не может быть получена путем проведения иных следственных действий.
Необходимо отличать негласные следственные действия, проводимые в рамках уголовного дела от оперативно-розыскных мероприятий. Последние осуществляются до начала досудебного расследования и их проведение регулируется не УПК, а законом «Об оперативно-розыскной деятельности». Следовательно, проведение НСД недопустимо до начала досудебного расследования, как и доказательства, добытые в таких случаях в результате проведения НСД, тоже являются недопустимыми. В этих случаях задачи уголовного процесса могут обеспечиваться путем проведения ОРМ или СОРМ. То есть закон фактически позволяет правоохранительным и специальным органам проводить негласную работу и в отсутствии уголовного дела, но для этого требуется надлежащее оформление своих действий в соответствии с законом «Об ОРД».
Очень схожие с НСД специальные оперативно-розыскные мероприятия (СОРМ) санкционируются не следственным судьей, а прокурором соответствующего уровня (Генеральным прокурором РК, его заместителем либо прокурором области или приравненным ему прокурором).
Стоит акцентировать внимание на то, что в ст.120 ч.2 УПК РК сказано о таком виде доказательств, как документы, к которым в том числе относятся материалы с зафиксированными в них фактическими данными о противоправных действиях. Соответственно, полученные в соответствии с законом «Об ОРД» материалы могут использоваться в уголовном процессе в качестве доказательств. В частности, подобные вопросы о легитимности доказательств, полученных в результате проведения СОРМ еще до регистрации в ЕРДР, возникают по уголовным делам, расследуемым в органах антикоррупционной службы. Теперь после официального принятия Нормативного постановления ВС РК можно с уверенностью полагать, что споры в этой части будут значительно исчерпаны: материалы оперативно-розыскной деятельности будут активно использоваться как доказательства по делу. Главное условие, чтобы они были добыты без нарушений закона «Об оперативно-розыскной деятельности».
Проведение НСД санкцинируется до 30 суток изначально. Однако в случае необходимости продолжения проведения НСД допускается их продление на еще один срок не более 30 суток.
Примечательно, что продление проведения негласного следственного действия рассматривается и санкционируется тем же следственным судьей, санкционировавшим проведение негласного следственного действия. Видимо ВС РК подчеркивает персональную ответственность следственного судьи за весь период проведения НСД, а также стремление к рационализму, поскольку судье, который ранее уже изучил изначальную необходимость проведения НСД, потратит меньше времени для понимания обоснованности в продлении проведения НСД.
Проект Нормативного постановления ВС РК акцентирует внимание на строгом соблюдении ст.232 ч.7 п.п.1-4 УПК РК, которая содержит исчерпывающий перечень лиц, в отношении которых можно проводить НСД. Этими лицами могут быть:
1)лицо, на которое в заявлении, сообщении об уголовном правонарушении указано как на лицо его подготавливающее, совершающее или совершившее, либо в отношении которого имеются иные основания полагать, что оно имеет отношение к расследуемому правонарушению либо обладает сведениями о подготавливаемом, совершаемом или совершенном уголовном правонарушении;
2) подозреваемого;
3) потерпевшего с его письменного согласия;
4) третьего лица, если есть сведения, что третье лицо получает или передает информацию, имеющую значение для дела;
Если с лицами из пунктов 1,2,3 более или менее ясно, то касательно, так называемых, третьих лиц стоит сказать, что в эту категорию может попасть любое физическое лицо, в том числе родственники подозреваемого, свидетели либо участники уголовного процесса, за исключением потерпевшего и адвоката, указанного в части восьмой статьи 232 УПК. Однако тут важно понимать, что специальным условием проведения НСД в отношении третьих лиц является наличие достоверных сведений о том, что третье лицо получает или передает информацию, имеющую значение для дела.
Существует императивный запрет проведения НСД в отношении конкретных участников процесса:
-адвокатов, осуществляющих профессиональную помощь, за исключением случаев, когда имеются основания полагать, что ими готовится или совершено тяжкое или особо тяжкое преступление;
-потерпевших без их письменного согласия.
Есть еще один случай проведения НСД, который не касается непосредственно человека, но проводится в отношении места, под которым следует понимать материальные объекты, где существуют обстоятельства, имеющие значение для дела или предполагается их возникновение (например, кабинет или иное помещение, транспортное средство, где могут быть осуществлены дача и получение взятки; жилище, где может состояться встреча соучастников уголовного правонарушения, подготавливающих, совершающих или совершивших его и т.п.).
Бывают случаи, когда органам уголовного преследования необходимо провести НСД в безотлагательном порядке, поскольку промедление может иметь последствия необратимого характера. В таких случаях допустимо проведение НСД без санкции следственного суда, но с обязательным уведомлением следственного суда в течение 24 часов с даты фактического проведения. В последующем, проведение НСД в любом случае необходимо санкционировать у следственного судьи. При этом помимо обоснованности проведения НСД в отношении лица или места, органу уголовного досудебного расследования нужно доказать следственному судье еще и наличие объективных препятствий для получения санкции именно до начала проведения негласного следственного действия. Такими препятствиями своевременного получения санкции могут быть необходимость проведения НСД в выходной или праздничный день, позднее (ночное) время суток, внезапное появление третьих лиц, в отношении которых допускается в соответствии с УПК проведение негласного следственного действия и др.
Негласные следственные действия проводит не следователь. Непосредственным исполнителем НСД является сотрудник уполномоченного органа оперативной службы. Сотрудник оперативной службы, получив соответствующее поручение от следователя, самостоятельно выносит постановление о проведении НСД (кроме постановления о проведении негласного контроля почтовых и иных отправлений, а также постановление о продлении срока проведения негласных следственных действий, выносимыми непосредственно самим следователем). При этом оперативный сотрудник действует строго в рамках поручения следователя о проведении НСД и не имеет права выходить за рамки поручения следователя (например, недопустимо санкционировать НСД, не указанные в поручении следователя, или указывать номера телефонов, не отраженных в поручении следователя). В рамках проведения НСД оперативный сотрудник может даже назначить экспертизу (по делам о наркопреступлениях), но при обязательном наличии такого пункта в поручении следователя. В свою очередь, именно на следователя возложена обязанность в своем поручении подробно изложить все обстоятельства дела, обосновывающие необходимость проведения негласного следственного действия, его вид, место проведения (при проведении негласного следственного действия по месту), номера абонентских телефонов, адрес электронной почты, период времени, за который следует получить информацию. По всей видимости, формальное и поверхностное поручение следователя не может служить основанием для санкционирования постановления оперативного сотрудника, даже если оно содержит все необходимые доводы.
Следователь должен составить протокол исследования материалов по проведенным НСД. Лишь после их фиксации, осмотра следователем с соблюдением процессуальных норм эти материалы могут быть признаны в качестве доказательств по делу.
Теперь законодательно установлена возможность проведения НСД и ОРМ во время прерывания срока досудебного расследования по ст.45 ч.7 УПК РК. Материалы, полученные в установленном законом порядке в этот период, тоже являются доказательствами по делу.
Следует учесть, что само санкционирование проведения НСД по уже прерванному делу возможно лишь после возобновления производства.
В свою очередь, розыскные мероприятия во время прерывания срока производства по делу должны быть проведены по поручению следователя, направленному до принятия решения о прерывании срока.
Нормативным постановлением ВС РК теперь будет установлена возможность проведения НСД во время всего досудебного расследования до момента уведомления об окончании следственных действий по делу.
Если в отношении лица проводилось НСД, он должен быть уведомлен об этом следователем. Однако есть оговорки в этих случаях. Во-первых, законом установлен предельный срок, в течение которого лицо должно быть уведомлено — это 6 месяцев с момента принятия окончательного процессуального решения. Во-вторых, этот срок может быть продлен до одного года при определенных основаниях. В-третьих, есть случаи, когда органы досудебного расследования вообще могут не уведомлять соответствующих лиц о проведенных НСД:
по уголовному делу о террористическом или экстремистском преступлении;
по уголовному делу о преступлении, совершенном преступной группой;
если уведомление создает угрозу разглашения государственных секретов;
если уведомление создает угрозу безопасности лиц, осуществляющих деятельность на конфиденциальной основе и в конспиративной форме, и иных лиц.
Как видно, законодатель одной рукой приоткрыл завесу тайн следствия, однако другой рукой ввел исключительные случаи, по которым как раз часто и проводят НСД.
При этом, если все же лицо уведомляется, то письменное уведомление должно содержать сведения только о виде проводимого негласного следственного действия и времени его проведения и никоим образом не должны раскрывать содержание проведенных НСД и их результатов.
Законодатель указывает на возможность лица обжаловать в течение пятнадцати суток с момента получения уведомления проведение негласного следственного действия, признания его незаконным, возмещения причиненного ущерба (при наличии такового). При этом жалоба подается в тот же суд, которым было санкционировано проведение НСД. Следственный судья проверяет законность действий органа досудебного расследования лишь по исполнению постановления о проведении НСД, не обсуждая законность санкционирования постановления.
Таким образом, в случае принятия Верховным Судом Казахстана Нормативного постановления касательно негласных следственных действий будут урегулированы важные спорные ситуации по уголовным делам. Иными словами, будет допустимым проведение НСД и СОРМ в период прерывания срока расследования, а также материалы ОРД, добытые до начала досудебного расследования будут признаны доказательствами по делу. Дано понимание, кто же является третьим лицом, в отношении которого можно проводить НСД. Даны примеры безотлагательности случаев, когда можно проводить НСД без санкции следственного суда. Урегулированы взаимоотношения между следователем и сотрудником оперативной службы — непосредственным исполнителем НСД. Определен крайний срок проведения НСД.
Назханов Таир, LLM адвокат
Дюсембеков Дархан LLM адвокат
http://www.zakon.kz/analytics/5024906-neglasnye-sledstvennye-deystviya-v.html?utm_source=zakon&utm_campaign=ournewsanalyticshtml&utm_medium=cpc